В данном подразделе размещаются как методические материалы по вопросам противодействия коррупции, самостоятельно разработанные муниципальным образованием, так и гиперссылки для последовательного перехода к методическим материалам, одобренным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, методическим рекомендациям, обзорам, разъяснениям и иным документам, в том числе подготовленным Минтрудом России, размещенным на сайте Минтруда России, а также на специализированном информационно-методическом ресурсе по вопросам противодействия коррупции на базе федеральной государственной информационной системы.
О необходимости соблюдения запрета дарить и получать подарки.
В связи с предстоящими новогодними и рождественскими праздниками Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации традиционно напоминает о необходимости соблюдения запрета дарить и получать подарки.
Положения антикоррупционного законодательства и Гражданского кодекса РФ содержит запрет на дарение подарков лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, работникам отдельных организаций, а также на получение ими подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей (осуществлением полномочий).
Исключением являются подлежащие сдачи подарки, которые получены в связи с протокольными мереприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями.
Получение должностными лицами подарков в иных случаях является нарушением запрета, установленного законодательством РФ, создает условия для возникновения конфликта интересов, ставит под сомнение объективность принимаемых ими решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка - уголовную ответственность.
Кроме того, полученияе подарков должностными лицами в служебное время от своих друзей или иных лиц, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции государственного (муниципального) управления, является нарушением установленного запрета.
Воздерживаться стоит от безвозмедного получения услуг, результатов выполненых работ, а также имущества, в том числе во временное пользование, поскольку получение подарков в виде любой материальной выгоды должностному лицу запрещено.
В целях обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства, а также в рамках осуществления антикоррупционного просвещения рекомендуем: 1) провести персональные беседы с руководителями государственных органов местного самоуправления. руководителями подведомственных организаций, служащими и работниками с целью доведения до них соответствующей информации;
2) повысить бдительность, обеспечить контроль за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения данного запрета;
3) провести активную разъяснительную работу среди населения, в том числе посредством размещения информационного сообщения по данному вопросу на официальных сайтах государственнных органов субъекта РФ, органов местного самоуправления, подведомственных организаций, а также в помещениях, занимаемых указанными органами (организациями), и в иных помещениях, доступных для посещения.
ПРОКУРАТУРА ТЕРНОВСКОГО РАЙОНА ИНФОРМИРУЕТ:
Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещающего должность государственной (муниципальной)службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией. Скачать
ОБЗОР ПРАКТИКИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ N 2
I. Должностным лицом исполнена обязанность по недопущению возможности возникновения конфликта интересов
Ситуация 1
Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссией по урегулированию конфликта интересов) установлено следующее.
Государственный служащий включен в состав коллегии государственного органа субъекта Российской Федерации (далее - Коллегия).
На заседаниях члены Коллегии рассматривают дела об установлении тарифов, в том числе дают оценку представленным организациями обосновывающим материалам, отдельным статьям расходов, подготовленным предварительным расчетам подлежащих установлению тарифов, озвученным доводам представителей организаций, в связи с чем государственный служащий, являющийся членом Коллегии, обладает полномочиями, позволяющими оказать влияние на результаты рассмотрения Коллегией вопросов об установлении тарифов для конкретных организаций.
Одна из указанных организаций связана имущественными и корпоративными отношениями с братом супруги государственного служащего, так как он занимает в ней должность заместителя руководителя, получает заработную плату и стимулирующие выплаты.
Устанавливаемые Коллегией тарифы напрямую влияют на доходы организации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) возможность получения доходов организацией, которая связана с братом супруги государственного служащего корпоративными и имущественными отношениями, образует личную заинтересованность государственного служащего.
В силу имеющихся полномочий государственного служащего при рассмотрении им на заседании Коллегии вопросов в отношении указанной организации личная заинтересованность может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов.
Государственным служащим, как только ему стало известно о том, что на очередном заседании Коллегии запланировано рассмотрение вопроса в отношении организации, в которой работает брат его супруги, направлено уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - уведомление о личной заинтересованности).
Комиссией по урегулированию конфликта интересов приняты решения:
признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов;
рекомендовать руководителю государственного органа принять меры по недопущению возникновения конфликта интересов.
Решение представителя нанимателя: в целях предотвращения конфликта интересов принято решение об отстранении государственного служащего от рассмотрения вопросов в отношении организации, в которой брат его супруги занимает должность заместителя руководителя.
Решение оформлено приказом государственного органа.
Ситуация 2
В полномочия государственного служащего, замещающего должность в отделе горного и технологического надзора территориального органа федерального государственного органа в субъекте Российской Федерации (далее - территориальный орган), входит проведение проверок соблюдения недропользователями требований законодательства Российской Федерации по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Дочь государственного служащего назначена на должность руководителя отдела геологоразведочных и геохимических работ в области изучения недр научно-исследовательской и проектной организации, осуществляющей деятельность в том же субъекте Российской Федерации, связана с данной организацией имущественными отношениями, так как занимает в ней должность, получает заработную плату и стимулирующие выплаты.
Научно-исследовательская и проектная организация, в которой занимает должность дочь государственного служащего, не является недропользователем, не относится к организациям, в отношении которых территориальный орган осуществляет надзорные функции.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ возможность получения доходов организацией, которая связана с дочерью государственного служащего имущественными отношениями, образует личную заинтересованность государственного служащего.
Вместе с тем в силу отсутствия возможности реализации полномочий государственного служащего в отношении рассматриваемой организации личная заинтересованность не может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ свидетельствует об отсутствии возможности возникновения конфликта интересов.
Государственным служащим, как только ему стало известно о назначении дочери на указанную должность, направлено уведомление о личной заинтересованности.
Комиссией по урегулированию конфликта интересов принято решение:
признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует.
II. Должностным лицом не исполнена обязанность по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.
Ситуация 1
В полномочия муниципального служащего входит руководство отделом органа местного самоуправления, которым проводятся проверки исполнения организациями, осуществляющими техническое обслуживание многоквартирных домов на территории муниципального образования, условий заключенных договоров технического обслуживания.
Одна из организаций, осуществляющих техническое обслуживание многоквартирных домов в данном муниципальном образовании (далее - организация), связана корпоративными и имущественными отношениями с супругой муниципального служащего, так как она занимает должность руководителя данной организации и получает заработную плату, стимулирующие выплаты.
В соответствии с административным регламентом осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования муниципальный служащий наделен полномочиями по принятию мер в отношении фактов нарушений жилищного законодательства. При невыполнении в установленные сроки предписания об устранении нарушений и отсутствии документального подтверждения проведения мероприятий по их устранению муниципальный служащий направляет акт проверки и материалы в органы, уполномоченные возбуждать дела о соответствующих административных правонарушениях с целью привлечения юридических лиц к административной ответственности.
Возможность получения выгод организацией в виде неприменения к ней штрафных санкций в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ образует личную заинтересованность, которая может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей при проведении проверки организации, что свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов.
Комиссией по урегулированию конфликта интересов установлено, что муниципальный служащий не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникшем конфликте интересов, а также не принял иных мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов.
При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства комиссией по урегулированию конфликта интересов учитывалось следующее.
На момент рассмотрения комиссией по урегулированию конфликта интересов данного вопроса, проверка соблюдения требований жилищного законодательства в отношении организации не проводилась. Вместе с тем, организация включена в план проведения проверок, о чем муниципальному служащему было известно.
Фактов недобросовестного исполнения муниципальным служащим своих полномочий, а также иных нарушений антикоррупционного законодательства в предыдущие периоды установлено не было. Дисциплинарных взысканий муниципальный служащий не имеет, непосредственным руководителем представлена положительная характеристика.
Комиссией по урегулированию конфликта интересов приняты решения:
признать, что муниципальный служащий не исполнил обязанность по направлению уведомления о личной заинтересованности и не принял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
рекомендовать представителю нанимателя применить к муниципальному служащему меру ответственности в виде замечания.
Решение представителя нанимателя:
отстранить муниципального служащего от проведения проверочных мероприятий, подготовки документов в отношении организации, руководителем которой является его супруга;
применить к муниципальному служащему меру ответственности в виде замечания.
Решение оформлено распоряжением органа местного самоуправления.
Ситуация 2
В полномочия заместителя руководителя государственного органа субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган) входит принятие решений о выделении субсидий на выполнение государственных заданий подведомственным государственному органу учреждениям (далее - подведомственные учреждения).
Одно из подведомственных учреждений, получающих субсидии на выполнение государственного задания, связано с супругом дочери заместителя руководителя государственного органа корпоративными и имущественными отношениями, так как он занимает в данном учреждении должность заместителя руководителя, получает в нем на основании трудового договора заработную плату и стимулирующие выплаты.
Предоставление субсидий напрямую влияет на финансовое положение подведомственного учреждения.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ возможность получения доходов подведомственным учреждением, которое связано с супругом дочери заместителя руководителя государственного органа имущественными отношениями, образует личную заинтересованность заместителя руководителя государственного органа.
В силу имеющихся полномочий заместителя руководителя государственного органа при рассмотрении им вопросов в отношении подведомственного учреждения личная заинтересованность может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов.
Комиссией по урегулированию конфликта интересов установлено, что заместитель руководителя государственного органа не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникшем конфликте интересов, а также не принял иных мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов.
При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства комиссией по урегулированию конфликта интересов учитывалось следующее.
По результатам проведенной проверки фактов вынесения необоснованных решений о выделении рассматриваемому государственному учреждению бюджетных ассигнований, а также иных нарушений выявлено не было.
Случаев недобросовестного исполнения заместителем руководителя государственного органа должностных обязанностей, в том числе иных нарушений антикоррупционного законодательства, в предыдущие периоды установлено не было. Дисциплинарных взысканий заместитель руководителя государственного органа не имеет, непосредственным руководителем представлена положительная характеристика.
Комиссией по урегулированию конфликта интересов приняты решения:
установить, что заместитель руководителя государственного органа не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникшем конфликте интересов, а также не принял иных мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов;
рекомендовать представителю нанимателя принять меры по урегулированию конфликта интересов у государственного служащего и применить к заместителю руководителя государственного органа меру ответственности в виде выговора.
Решение представителя нанимателя:
отстранить заместителя руководителя государственного органа от принятия решений о выделении субсидий на выполнение государственного задания подведомственному учреждению, в котором супруг его дочери занимает должность заместителя руководителя;
применить к заместителю руководителя государственного органа меру ответственности в виде выговора.
Решение оформлено распоряжением руководителя субъекта Российской Федерации.
Ситуация 3
Временно исполняющий обязанности министра сельского хозяйства субъекта Российской Федерации (далее - врио министра), действуя в рамках полномочий, на основании заявок председателя сельскохозяйственного производственного кооператива (далее - производственный кооператив) обеспечил представление субсидий производственному кооперативу на общую сумму свыше 10 млн. руб.
Производственный кооператив связан с сестрой врио министра имущественными отношениями, так как она является членом данного кооператива, получает доход от его деятельности.
Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат, понесенных производственным кооперативом в процессе деятельности, что напрямую влияет на его доходы.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ получение доходов производственным кооперативом, который связан с сестрой врио министра имущественными отношениями, образует личную заинтересованность врио министра.
Реализация полномочий врио министра по рассмотрению им вопросов предоставления субсидий производственному кооперативу осуществлялась при наличии личной заинтересованности, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ свидетельствует о возникновении конфликта интересов.
Уведомление о личной заинтересованности врио министра направлено не было.
Президиумом Совета при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации по противодействию коррупции (далее - президиум Совета) установлено, что врио министра не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникшем конфликте интересов, а также не принял иных мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов.
При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства президиумом Совета учитывалось следующее.
По представлению государственного органа субъекта Российской Федерации, руководство которым осуществлял врио министра, производственному кооперативу субсидии были предоставлены неоднократно и в значительном размере.
Самостоятельные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов врио министра предприняты не были.
Президиумом Совета приняты решения:
установить, что врио министра не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникшем конфликте интересов и не принял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
рекомендовать руководителю субъекта Российской Федерации применить к врио министра меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия;
передать информацию о совершении указанных действий и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы в целях с их квалификации на предмет наличия признаков состава преступления в части возможного злоупотребления должностными полномочиями.
Решение представителя нанимателя:
врио министра освобожден от должности в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Решение оформлено распоряжением руководителя субъекта Российской Федерации.
Информацию о совершении указанных действий врио министра и подтверждающие такой факт документы переданы в правоприменительные органы.
О внесении изменений в ст. 193 ТК РФ:
Внесены изменения в часть четвертую статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации:
"Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу".
Информационное письмо
В связи с предстоящими новогодними и рождественскими праздниками напоминаем о необходимости соблюдения запрета дарить и получать подарки.
Положения антикоррупционного законодательства и Гражданского кодекса Российской Федерации содержат запрет на дарение подарков лицам, замещающих государственные и муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, работникам отдельных организаций, а также на получение ими подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей.
Исключением являются подлежащее сдаче подарки, которые получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями.
Получение соответствующим лицом подарка в иных случаях являются нарушением запрета, создает условия для возникновения конфликта интересов, ставит по сомнение объективность принимаемых им решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка – уголовная ответственность.
Кроме того, должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие – либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, которые одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции государственного (муниципального) управления. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их части, беспристрастности и объективности.